- Научный стиль
- Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности). Ему свойственна логическая доказательность и последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами: монографиями, статьями, учебниками, справочниками и т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают:1) конструктивный принцип Н.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи;2) основные стилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения;3) речевая системность.Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств. Отвлеченно-обобщенность создается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения.Это следующие средства:1) абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия;2) конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия;3) слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля: обычно, обыкновенно, регулярно, всегда, каждый, всякий;4) глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики: существовать, иметь, обнаруживать, проявляться);5) использование в связочной функции глаголов: быть, являться, служить, обладать, отличаться;6) использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными: подвергать анализу, производить анализ, оказывать влияние;7) использование глаголов в значении настоящего вневременного;8) формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица;9) форма ед.ч. сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство, значение, равновесие, явление и т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.). Подчеркнутая логичность тесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста.Ее реализации способствуют следующие средства:1) полнота грамматического оформления предикативных единиц;2) преобладание союзных предложений над бессоюзными;3) преобладание сложноподчиненных предложений;4) осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения;5) широкое использование вводных слов и словосочетаний;6) конструкции и обороты связи;7) объективный, нейтральный порядок слов;8) средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорий связности, логичности, цельности;9) использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению...; как было отмечено выше...); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул.Точность, ясность Н.с. достигается:1) употреблением большого числа терминов;2) четкими определениями вновь вводимых понятий;3) однозначностью, недвусмысленностью высказываний;4) использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения;5) употреблением обособленных согласованных определений;6) употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения;7) ссылок и сносок в тексте;8) преобладанием союзия над бессоюзием.Некатегоричность изложения выражается:1) во взвешенности оценок;2) эффективности теории и путей ее решения;3) степени завершенности результатов исследования;4) в цитировании мнений других авторов.Коммуникативная направленность речи выражается в категории диалогичности. В связи с этим наблюдаются:1) обращенность к читателю;2) взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций;3) собственный диалог;4) вопросно-ответные комплексы;5) вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы;6) цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения;7) императив как обращение к читателю (обратите внимание и т.п.);8) оценочные средства языка;9) конструкции связи (подчеркнем еще раз и др.);10) вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера;11) развернутые вариативные повторы;12) противопоставление разных точек зрения на проблему;13) средства категории проспекции и ретроспекции;14) разного рода акцентуаторы, связанные с категорией акцентности;15) категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности.Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад, дискуссия и т.п.).
Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.